Главная Поиск Карта сайта Версия для печати
 

Новая госпрограмма развития моногородов под прицелом профсоюзов

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter
Новая госпрограмма развития моногородов под прицелом профсоюзов Программа развития моногородов признана неэффективной и закрыта. Новая госпрограмма рассчитана на 2019-2024 годы и потребует 57,3 млрд руб.

В Дальневосточном федеральном округе 24 моногорода, в Хабаровском крае проект коснется поселков Чегдомын и Эльбан. Профсоюзы внесут свои предложения в новый документ.


Олег Соколов, руководитель департамента трудовых отношений и социального партнерства ФНПР:


  - 26 июня 2019 года на заседании рабочей группы в области экономической политики Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений были рассмотрены результаты работы в 2018 году по развитию экономики моногородов и мерах по содействию занятости населения в них.
Эти меры реализовывались в рамках приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» с ноября 2016 по декабрь 2025 года. Однако с нынешнего года осуществление данной программы было досрочно прекращено - в связи с её неэффективностью. Основными направлениями программы были льготные займы, предоставляемые Фондом развития моногородов, и пониженные тарифы страховых взносов для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Профсоюзы предупреждали о малоэффективности и недостаточности этих мер для привлечения инвесторов в моногорода и монопрофильные населенные пункты.
В настоящее время правительство разрабатывает новую государственную программу, которая также предполагает поддержку инвесторов, в том числе в виде возврата части налоговых платежей как самим инвесторам, так и субъектам Российской Федерации. Но чем новые меры будут эффективнее прежних? Непонятно.
В связи с этим профсоюзная сторона добилась рассмотрения проекта новой программы развития моногородов на 2019-2024 годы в рамках Российской трехсторонней комиссии (РТК). Профсоюзы также предлагают учесть мнения региональных трехсторонних комиссий, так как реализация проекта будет проходить на территориях субъектов Российской Федерации.

Галина Кононенко, председатель Хабаровского профобъединения:


- Проблема монопрофильных муниципальных образований в Хабаровском крае стоит по-прежнему остро. Это северные территории, где необходимо развивать инфраструктуру, чтобы сохранить ценные профессиональные кадры и обеспечить приток новых работников предприятий, которые, по сути, являются и стратегическими, и выступают в роли локомотивов экономики края. Но в то же время снижать реальную заработную плату сотрудников этих предприятий и доходы населения моногородов за счет всевозможных поблажек бизнесу, считаем, было бы неправильно. Социальная сфера в наших моногородах требует существенной поддержки, а бюджету края откуда-то надо получать подпитку. Мы будем следить за ходом подготовки и принятием новой госпрограммы.

Справка habprof.ru

Моногорода - это монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации.

В перечне таких мунципальных образований, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации 29.07.2014 года, указаны три категории моногородов:

- к 1-й категории относятся моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций), всего - 75, в т.ч. в Хабаровском крае пгт Чегдомын Верхнебуреинского района;

- ко 2-й категории относятся моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, всего - 149, в т.ч. в Хабаровском крае пгт Эльбан Амурского района;

- в 3-ю категорию входят моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией.

В списке 2014 года наибольшее число моногородов в Дальневосточном федеральном округе приходилось на Приморский край (9), всего по ДФО числится 24 моногорода.

Соответственно по категориям: Амурская область - 2 в "кризисной" первой категории и 3 в "благополучной" третьей категории; ЕАО - 1 в третьей категории; Приморский край - 3 в первой категории, 5 во второй и 1 в третьей категориях; Хабаровский край - 1 в первой категории и 1 во второй (см. выше); Чукотский АО - 1 во второй категории и 1 в третьей; Республика Саха (Якутия) - 4 во второй категории и 2 в относительно благополучной третьей категории.

Сейчас число наиболее "кризисных" моногородов выросло на четверть, в них проживает каждый третий житель монопрофильных муниципальных образований России.

Список будет точечно пересмотрен в сентябре 2019 года и полностью обновлен в мае 2020 года.

На неактуальность составленного в 2014 году списка моногородов указывала осенью 2018 года Счетная палата РФ. Предположительно из него исключат почти треть муниципальных образований попросту потому, что их покидают жители, в основном это работники градообразующих предприятий, как следствие - населенные пункты утрачивают признаки моногородов.

В октябре прошлого года Счетная палата опубликовала отчет о проверке эффективности реализации в 2016-2017 гг. приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».

Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» был утвержден 30.11.2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Программа охватывала на тот момент 319 моногородов на территории 61 субъекта РФ и затрагивала интересы 13,2 млн чел.

Ключевой целью программы было снизить зависимость моногородов от работы градообразующих предприятий.

Бюджет прежней программы 25,3 млрд рублей.

Всего в ходе реализации проекта предстояло: 

  • в 100 моногородах создать территории опережающего социально-экономического развития;
  • в 150 - реализовать инвестпроекты;
  • в 15 - построить и реконструировать инфраструктурные объекты;
  • в 200 моногородах получить муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса;
  • создать к концу 2018 года 230 тыс. новых рабочих мест, не связанных с градообразующими предприятиями;
  • сократить к началу 2019 года число моногородов на 18.

Проверка Счетной палаты выявила, что показатели Приоритетной программы "не соответствуют ее цели, носят формальный, неинформативный и скорее статистический характер и не отражают, как на самом деле решаются проблемы безработицы и диверсификации экономики в моногородах".

Из запланированных на 2017-2020 годы 25,3 млрд рублей расходы в 2017 году исполнены в сумме 4,4 млрд рублей, что составляет всего 39,1%.

В отчете приводятся данные о значительном ухудшении демографической ситуации и ситуации на рынке труда: "За последние два года трудоспособное население моногородов сократилось на 365,6 тыс. человек".

Счетная палата сделала вывод: государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов: по-прежнему продолжается отток трудоспособного населения, а мероприятия Приоритетной программы не оказали должного влияния на улучшение социально-экономического положения моногородов.

Таким образом, Приоритетная программа не решила ключевую задачу улучшения жизни и роста благополучия жителей моногородов.

Рекомендации Счетной палаты функциональному заказчику программы Минэкономразвития России:

  • рассмотреть вопрос о формировании объективного перечня муниципальных образований, включающего моногорода, в наибольшей степени нуждающиеся в государственной поддержке;
  • рассмотреть вопросы об актуальности мероприятий Приоритетной программы, об их соответствии документам стратегического планирования, а также о необходимости ее реализации до 2025 года в действующем формате;
  • внести изменения в Методики расчета показателей Приоритетной программы, предусматривающие установление соотношения показателей с реализуемыми мероприятиями и источниками их финансового обеспечения.

В Минэкономразвития с выводами Счетной палаты согласились и приступили к работе над новым проектом.


8.07.2019

Пресс-служба Хабаровского профобъединения

(по материалам департамента общественных связей ФНПР и данным из открытых источников)



Возврат к списку


Профсоюзы ХХI век. Интеллект-форум 2020 75 Победа 30 лет ФНПР Профдисконт - Халва Профсоюзная дисконтная карта Профсоюзное телевидение Научно-мониторинговый Центр «Трудовые конфликты» СПбГУП Аренда офисных помещений в здании Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов Санаторий "Кульдур" - акции для членов профсоюза! Профсоюзная путевка со скидкой до 20%
Наши организации
© 2011  
© 2008. Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 4.